Станция метро «Киевская»

г. Москва, 2011—2013 г.

Историческая справка.

Станция метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена была открыта 5 апреля 1953 года в составе участка «Площадь Революции» — «Киевская». Архитекторы: Л.В. Лилье, В.А. Литвинов, М.Ф. Марковский, В.М. Доброковский. Название получила по Киевскому вокзалу. Станция была конечной на протяжении 50 лет (1953–2003 года).

В центральном зале станции 24 композиции на тему счастливой жизни в советской Украине. Это фрески, изображающие трудящихся Советской Украины. Путевые стены облицованы мрамором белого и серого цветов. Торцовая стена станционного зала украшена ярким живописным панно, посвященным 300-летию воссоединения Украины и России, изображающим народные гуляния. Со стороны платформ пилоны также с фресками, здесь изображены растительные орнаменты. Над оформлением станции работал целый творческий коллектив художников: В.А. Коновалов, В.Н. Аракелов, П.М. Михайлов, Л.А. Карнаухов, Т.В. Коновалова, А.К. Ширяева, К.П. Аксенов, И.В. Радоман.

2 октября 2010 году почти полностью обрушилась фреска на торцевой стене, изображавшая народные гуляния в Киеве (около 10 кв.м.) в результате многочисленных протечек, а также вспучивания металлоизоляции по всей поверхности торцевой стены.

Исполнение проекта.

Выполнен проект усиления металлоизоляции торцевой стены среднего зала станции метро «Киевская» с воссозданием обрушенной фрески.

С августа 2012 г. по июнь 2013 года ООО «Творческие мастерские «Китеж» выполнена полная реконструкция фрески «Народные гуляния в Киеве». Творческим коллективом проведены следующие работы. Найден в архиве Музея архитектуры им. А. Щусева негатив исторической фотографии 1953 г., на основе изучения которой и воссоздавалась фреска. Это историческое фото существенно отличалось от снимков 2000-х годов. Фреску за время её существования неоднократно поновляли и «реставрировали», вследствие чего её облик стал крайне далек от первоначального вида. Например, девочка с цветами получила другую причёску, изменился цвет её платья, и вдобавок, лишилась такой детали, как нос. На заднем плане, однако, в самом центре композиции, была просто-напросто закрашена фигура колоритного деда. Изменён рисунок падающих и собственных теней, и во многом потерян эффект освещения фигур, знамён, цветов и композиции в целом.

На основе исторической фотографии возник цветовой эскиз. Затем был сделан подробнейший картон в цвете, на штукатурке кймовскими силикатными красками, работа практически была написана в этот раз. Почему возникла необходимость в этой первой фреске размером с утраченную? Это обуславливалось тем, что при работе непосредственно на объекте не было возможности для отхода художников от стены. Работы проводились круглосуточно, и от пассажиропотока реставраторы были отделены перегородкой, которая стояла на расстояние 2-х метров от панно. Такого расстояние недостаточно для восприятия целого и создания произведения монументальной живописи. Картон размером с утраченную фреску, выполненный в мастерской, где специалистами по свету точно была воссоздана освещённость места — фресковой стены в метро, был распилен на части и привезён на объект. Точно копируя эти фрагменты, и воссоздавали фреску.

Художниками творческих мастерских «Китеж» во время работы для максимального приближения к первоначальному виду фрески было подробно изучено творчество авторов фрески — художников: В.А. Коновалова, В.Н. Аракелова, П.М. Михайлова, Л.А. Карнауховой, Т.В. Коноваловой, А.К. Ширяевой, К.П. Аксеновой, И.В. Радомана, а также изучалась в качестве образца стилистики живописи советское искусство 50-х годов. Детально изучались национальные украинские, бытовые и форменные костюмы, награды, прочие реалии того времени. Фреска максимально приближена к архивной фотографии.

Так как условия в метро не являются лучшими для хранения живописи, при большой влажности, течах и т.д., было решено реконструировать живописное панно силикатными красками на основе жидкого стекла. По сути процесса они похожи на фреску: по мере кремнизации краска становится единым целым со стеной, но также позволяет стене «дышать», что и обеспечивает долговечность работы. Роспись выполнялась силикатными красками фирмы KEIM.

По итогам реставрации, «за высокое качество ремонтно-реставрационных работ на объекте «Фреска „Народное гуляние в Киеве“ станции „Киевская“ Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена» ООО «Творческие мастерские «Китеж» заняло первое место в конкурсе Правительства Москвы «Московская реставрация 2013» в номинации «Реставрация произведений монументально-декоративного искусства». Диплом лауреата подписан Мэром Москвы С.С. Собяниным 7 декабря 2013 года и был им вручён генеральному директору «Китежа» А.Ю. Иванову. Памятный подарок на торжественном подведении итогов конкурса в Мэрии вручён ему же Президентом Российской Академии художеств З.К. Церетели.

ООО Творческие мастерские «КИТЕЖ» специализируются в области проектирования светских и храмовых объектов, а также реконструкции и реставрации объектов культурного наследия.